Сайт учителя технологии

МОУ "Староурмарская СОШ" Антонова Сергея Николаевича

Моя педагогическая философия

 

Староурмарская средняя общеобразовательная школа

Урмарского района Чувашской Республики

  

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ" 

 

Учитель технологии

Антонов Сергей Николаевич

Содержание.

 

 

1.     Введение

2.     Эстетическое воспитание на уроках технологии

3.     Заключение

4.     Литература

5.     Приложения

 

Введение

Современные условия жизни выдвигают новые требования в деле обучения и воспитания подрастающей молодежи. С учетом этого в учебные планы школ Чувашской Республики введена интегративная образовательная область «Технология». В данной предметной области программа по трудовому обучению предусматривает комплексный подход в интеллектуальном развитии, физической и трудовой подготовке, духовно эстетическом воспитании учащихся. Приоритетным в решении этих важных педагогических задач является приобщение детей к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным ценностям.

Важным моментом в разрешении проблемы трудовой подготовки детей является духовное развитие личности в рамках художественно -эстетического воспитания. Для этого программа «Технология» позволяет выбрать оптимальный вариант разделов по изучению технологий художественной обработке материалов, декоративно - прикладного искусства, народных ремесел и помыслов.

С древнейших времен люди замечали поразительную силу воздействия прекрасного. Ее ощущали повседневной жизни, трудовой деятельности, воспитание детей, в окружающей среде, а также в явлениях природы. Солнечные восходы и закаты, пение и полет птиц, зелень растительности и синева неба, соответственным образом влияя на зрение и слух, вызывали у них эмоции, чувства

красоты. Чувственное восприятие окружающей действительности побудило их говорить об

определенных закономерностях красоты, заставляющих восхищаться или огорчаться, выражать

свои чувства в рисунке, лепке, предпочитать один цвет другому, искать новые формы и

содержания в творениях.

 

 

 

Эстетическое воспитание на уроках технологии.

 

Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах или по плану человека, включающая изучение методов и средств  преобразования и использования указанных объектов. В школе эта образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, транспорте и других направлениях деятельности человека.

Главная цель образовательной области «Технология» - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Что предполагает:

1.   Формирование  у  учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от потребностей в продукции до ее реализации.

2.   Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования

материалов, энергии, информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.

3.  Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.

4.   Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

5.   Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к

изменяющимся социально-экономическим условиям.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский говорил, что трудовое воспитание — это гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно. Задача трудового обучения — подвести ребят к осознанию красоты труда, его живительной силы. При планировании уроков технологии помимо обучающей, одной из основных целей я ставлю эстетическое воспитание. А задачами являются привитие ребенку чувства прекрасного, гармонии. Вы спросите: «Для чего это нужно?». Я вам отвечу, что человек научившийся видеть и ценить прекрасное никогда не поднимет руку, чтобы порвать картину, сломать памятник или вазу.

Иногда на заключительную обработку уходит даже больше времени, чем на само изготовление. Точность нужна для взаимозаменяемости, чтобы изделие выполненные разными

группами подошли по размеру друг к другу. На уроках технологии при изготовлении учащимися поделок, большое значение уделяется точности и отделке, другу. Тем самым формируется чувство коллективизма и ответственности. А отделка необходима для того, чтобы изделие радовало глаз, было приятно на ощупь и приносило пользу людям.

Во время уроков ребята осваивают следующие виды отделок: шлифование наждачной бумагой, покраска, покрытие морилкой или лаком, выполнение резьбы. В ходе выполнения этих операций учащимся прививаются такие качества как трудолюбие, терпение, радость за полученный положительный результат, вырабатываются навыки дизайна. Не забывается и национально-региональный компонент в учебном процессе. Большая часть работы основывается местном, региональном материале, на наблюдениях того, что нас окружает. Образ человека, его характер, также образы зданий, строений, села, их украшения, выраженное в различных национально-художественных формах. Изображая, украшая, строя, человек выражает свои мысли, чувства, настроение, образ жизни, т. е. все то, что реально сложилось в истории родного края. Цвет как средство выражения, теплые и холодные цвета, пятно, линия, ритм, композиция, имея общечеловеческий характер, не могут быть однако однозначно, стандартно-безлико распространены на культуру всех народов. Они у всех народов различны. Опираясь на национально-региональный компонент, я стараюсь показать это различие. Самое главное, искусство не может успешно развиваться вне национальных форм и традиций, вне тех идеалов и представлений, которые стали неотъемлемой частью каждого народа. И это надо знать, понимать, делать нашим собственным достоянием.

Практически все виды занятий по технологии ведутся на национально-региональном компоненте, на искусстве и культуре своего края. Технологически они обеспечиваются рисованием, декоративными работами, беседами об искусстве и красоте вокруг нас. Именно с его помощью, как методом познания мира, достигается накопление жизненных впечатлений, формирование художественных образов, развитие эмоционального отношения к изображаемым и изготавливаемым предметам. На уроках учащиеся осваивают виды резьбы по дереву. Это геометрическая, плоскорельефная, контурная резьба. Так фотораму изготовленную в подарок ветеранам ВОВ можно украсить плоскорельефной, а зеркальце геометрической резьбой. При составлении рисунка, композиции включается детская фантазия, формируются основы дизайна.

Но не только изготовление изделий формируют эстетические чувства. А так же общение учителя и учеников, учеников с учениками. Поэтому в отношениях со своими учениками я придерживаюсь следующих правил:

- Умей признавать свои ошибки (и уж тем более старайся не повторять их). Не бойся ошибок - на ошибках учатся.

- Если увидел что-то, плохо сделанное детьми, подумай, в чем твоя ошибка.

- Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве - тебе будет легче понять ребенка.

- Старайся в любой ситуации представить себя на месте ребенка (нравится ли, что и как тебе гово­рит учитель; что ты чувствуешь при этом; каковы твои желания и отношение к нему).

Откажись от идеи превосходства, желания залезть в душу .ребенка и принуждать его к откровенности; умей выслушать ребенка и ждать, пока он сам захочет рассказать тебе о своих проблемах и сокровенных тайнах.

- Старайся видеть успехи детей и радоваться каждому из них.

- Принимай ребенка таким, какой он есть со всеми его достоинствами и недостатками, ведь и ты не идеал. У каждого человека есть положительные качества, вот и делай на них ставку.' Всегда нужно найти то, за что похвалить.

- Постарайся общаться и сотрудничать с детьми как можно больше (вместе оформить стенгазету, вместе принять решение и т.д.). Не делать ничего за ребенка, а делай вместе с ним.

- Умей  выслушать  и услышать каждый ответ ребенка.

- Научись не приказывать, а просить, тогда ребенок все сделает.

- Помни, человек сложен, даже если ему 10-11 лет.

- Не будь ханжой в острых и трудных вопросах детской жизни.

- Научись .все видеть и слышать и кое-что не замечать.

- Не читай много нотаций - все равно не поможет.

Не всегда ищи виноватого.

- Главное достоинство учителя -это чувство справедливости.

- Не гонись за любовью детей, она сама тебя догонит.

- Поручай детям такие дела, в которых они видели бы результаты своей деятельности.

- Не выбирай себе любимчиков.

- Не нужно отыгрываться на детях, если у тебя плохое настроение.

- Если Вы говорите, что у Вас ужасные дети, Вы правы: у Вас они не могут быть другими. Соблюдение этих правил очень сильно помогает мне в работе и жизни. И это я стараюсь привить детям. Чтобы они прекрасны не только внешне, но и внутренне. Умели понимать искусство, прекрасное и творение наших предков.

К концу курса обучения по технологии учащиеся должны знать социальную функцию искусства в жизни людей, последовательность ведения работы по любому виду художественно-технической деятельности, активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах любого вида художественного творчества, самостоятельно применять художественно-выразительные средства.

 

 

Заключение.

 

Эстетическое воспитание - процесс многогранный. Он учитывает и народное искусство, и отношение к труду, и отношения в семье. Поэтому при формировании чувства прекрасного необходимо взаимодействие со стороны большого количества объектов, в том числе и школы.

И я надеюсь, что знания, полученные на уроках технологии, пригодятся в жизни нашим ученикам.

 

 

 

Литература:

 

1. « Народная школа» № 6 2004.

2. Этноэстетика в трудовой подготовке детей. Г.А. Никитин, 2000.

3. « Школа и производство» № 6 2002.

4. Федоров Г. Я. «Дарите людям красоту». - М.: « Просвещение», 1985.

5.   «Основы эстетического воспитания» Пособие для учителя. Ю.Б.Алиев. -М:     «Просвещение»,

1986.

6.     «Методика трудового обучения с практикумом». Д.А. Тхоржевский. -М.: «Просвещение»,

1987.

10 марта 2005 год.

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".